Татьяна Воронова, Екатерина Голубкова
МОСКВА (Рейтер) — Сбербанк готовится раскрывать больше информации о компаниях экосистемы по просьбе Минфина и миноритарных акционеров, сказал в интервью Рейтер президент госбанка Герман Греф.
Правительство и Центробанк РФ не раз публично высказывали опасения относительно инвестиций банков в построение экосистем, где лидером выступает Сбербанк, вкладывая в ее развитие больше остальных.
«Наши акционеры проявляют к нам большой интерес, например, в Наблюдательном совете создан новый комитет по технологиям, намного чаще проводятся комитеты по стратегии и управлению рисками, — сказал Греф. — Члены Набсовета задали значительно более высокие планки развития экосистемы, и мы с этого года представим рынку новый уровень раскрытия — это просьба и наших миноритарных акционеров, и нашего мажоритарного акционера».
В четверг Сбербанк раскроет результаты работы за 2020 год по международным стандартам.
ВЛАСТИ ХОТЯТ РУЛИТЬ
Начав выстраивать экосистему три года назад, Сбер вложил в покупку и развитие 50 нефинансовых компаний около $2 миллиардов. Госбанк получил под свое крыло десятки небольших бизнесов, чья компетенция простирается далеко за пределы финансовых сервисов: от доставки еды до музыкального стриминга. Греф называет экосистему Сбера маленькой, и напоминает, что до сих пор госбанк вложил в нее свой двухмесячный заработок.
Новая стратегия Сбера на 2021-2023 годы сводилась к развитию нефинансового бизнеса. Для банка это означает в основном расходы: в ближайшие три года Сбер потратит на это еще 4% капитала, что эквивалентно почти 200 миллиардам рублей. Из новой стратегии госбанка следует, что его экосистема не сможет тягаться с банковским бизнесом по прибыли еще около 10 лет — монетизировать ее госбанк, по собственным прогнозам, сможет не раньше 2030 года.
Медленная окупаемость экосистем может быть риском для вкладчиков, чьи деньги инвестируются банками в создание экосистем, говорила в феврале председатель ЦБР Эльвира Набиуллина, обещая разработать специальное регулирование.[nL8N2KO3QM]
Греф более оптимистичен и считает, что власти лишь хотят держать руку на пульсе: «Как не задушить их в зародыше, как управлять рисками, в какой мере применять антимонопольное регулирование, как администрировать цифровые услуги с точки зрения налогов — на все эти вопросы нужно искать ответы».
Ответов, по его мнению, пока немного — среди регуляторов он видит ФАС, правительство и Центробанк.
БУДУЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ
В ответ на вопрос, есть ли уверенность, что команда, которая в будущем придет на смену текущей, продолжит развитие экосистемы, Греф признался, что такой уверенности у него нет.
«Любая смена менеджмента — это всегда если не радикальная смена курса, то какое-то изменение. Но здесь важнее, что думают акционеры», — сказал он.
По его словам, устойчивость развития экосистемы, в том числе, будет определяться политикой акционера — Министерство финансов получило акции банка под контроль в 2020 году.
Минфин, который является основным получателем дивидендов от прибыли Сбербанка (MCX:SBER), поддерживает действующую команду, говорит Греф.
К тому же альтернативная идея, которая конкурировала бы с экосистемой, по словам Грефа, не была предложена.
«Мы изучили предыдущие 10 лет, спрогнозировали следующие 10 лет и поняли, что другой альтернативы нет, никто не смог её предложить. Сохранение объёма бизнеса, доходности для акционера и возвратности на капитал — это тяжелейшая работа минимум на 10 лет, но иначе и быть не может, особенно если мы посмотрим на другие экосистемы, например, Amazon (NASDAQ:AMZN)».
У Сбера нет альтернативы строительству экосистемы в долгосрочной перспективе, считает Греф, поскольку банковская маржа продолжает снижаться:
«Мы видим, как один рынок за другим подвергается цифровизации, и сумеют сохранить размер своего бизнеса только те крупные компании, которые будут в дополнение к своему основному бизнесу агрегировать услуги и продукты сторонних поставщиков и сервис провайдеров, даже если такая агрегация на начальном этапе и не столь масштабна и прибыльна, как их основной бизнес».
Греф приводит в пример облачный бизнес, на котором Сбербанк хочет стать лидером рынка, и предрекает ему бум в ближайшие 10 лет. А также сервис по доставке еды СберМаркет, который в 2020 году вырос более чем в 11 раз и стал вторым крупнейшим доставщиком еды после огромной компании Х5, включающей Пятёрочку и Перекрёсток.
«Мы монетизируем своё облако, предоставляя его рынку. Рынку это выгодно, потому что можно получить готовые сервисы, не вкладывая в них огромные средства. Так рынок зарождался в США, и мы, хотя и с опозданием, движемся к тому же. То же самое касается e-commerce», — сказал Греф.
Свой поход на этот рынок Сбербанк только начал, пообещав значительные инвестиции в маркетплейс goods.ru.
«Мы хотим получать прибыль от нашего присутствия в быстрорастущих индустриях, и было бы странно, если бы мы не предоставили эту возможность своим акционерам», — сказал Греф.
(Редактор Дмитрий Антонов)