Большинство зарубежных деловых СМИ, напуганные действиями китайских регуляторов в отношении крупнейших в стране компаний называют их не иначе как «репрессиями», поскольку они привели к падению капитализации ряда лидеров китайского рынка на 50%.
Однако для Китая более важным результатом регуляторных «рокировок» стало изменение правил игры и негласный договор фирм с властями о выделении «отступных», которые пойдут, как по крайней мере декларирует КПК, на борьбу с неравенством.
Одной из последний новостей в этом плане стало заявление интернет-гиганта Alibaba (NYSE:BABA), с «наезда» на которого и началась вся регуляторная свистопляска (отмена IPO Ant Group), о том, что она до 2025 года выделит порядка 100 млрд юаней (около $15,5 млрд) на поддержку продвигаемой председателем КНР Си Цзиньпином концепции «общего процветания».
Однако китайцы вовсе не были новаторами в этом смысле. Подобная практика давно фактически узаконена в России в рамках налогового законодательства, что в среду еще раз красноречиво подтвердил министр финансов Антон Силуанов, призвавший российских экспортеров «делиться» сверхдоходами.
«Те экспортеры, которые получили сегодня дополнительные доходы от повышения цен, они должны поделиться. Они должны поделиться, и эти деньги нам нужно направить на поддержку граждан — в первую очередь тех людей, которые страдают от инфляции», — сказал Силуанов в ходе выступления на Московском финансовом форуме (цитата по ПРАЙМу).
«Что сейчас и было сделано. Мы откуда эти огромные ресурсы, 700 млрд (руб.), направили на поддержку пенсионеров, военнослужащих, детей, которые к школе готовятся? Эти деньги из допдодохов», — сообщил глава Минфина.
Требование «делиться» не в первый раз звучит из уст представителя властных структур. В сентябре 2018 года помощник президента России Андрей Белоусов фактически призвал к тому же угольные компании, заявив о необходимости заключения ими соглашений об инвестировании части доходов от экспорта угля в регионы Дальнего Востока, через которые уголь будет вывозиться за границу.
В противном случает, отметил помощник президента, выгоду от увеличения угольных перевозок по БАМу и Транссибу, а это масштабные государственные инфраструктурные проекты, получат всего пять-шесть компаний, в том числе СУЭК и «Мечел (MCX:MTLR)», писал РБК.
В том же духе Белоусов высказался и в мае этого года в отношении металлургических компаний, которые в пандемию «в разы» увеличили доходы в том числе за счет повышения цен на внутреннем рынке.
«Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) — извините за это слово — нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб.» ,— сказал господин Белоусов РБК.
Пока государство ограничилось введением экспортных пошлин на металлы с 1 августа до 31 декабря, но в дальнейшем планируется провести донастройку налогового законодательства, в частности, обсуждается идея введения плавающей ставки НДПИ, привязанной к мировой конъюнктуре цен на металлы и металлопрокат.
Понятно, что подобные инициативы, что в Китае, что в России, могут вызвать недоумение в развитых странах, где пока не принято подгонять налоговое и прочее законодательство, под то, чтобы каждый раз отбирать сверхдоходы у конкретных компаний. Однако общая тенденция на борьбу с бедностью и неравенством, тем не менее, в мире существует, и налоговые «маневры» здесь самый простой и можно сказать естественный способ.
Собственно говоря, одной из первых инициатив при вступлении в должность президента США Джо Байдена стало введение 15-процентного «цифрового» налога на технологические корпрорации, которую поддержали 130 стран.
Внутри Америки рост корпоративных налогов также неизбежен, учитывая огромные суммы расходов на инфраструктурные и другие проекты, заявленные администрацией Байдена.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон накануне также объявил о планах повышения налогов для финансирования здравоохранения и реформы системы социального обеспечения страны.
«Наш новый сбор разделит расходы между физическими лицами и предприятиями, и каждый будет вносить свой вклад в соответствии со своими возможностями», — сказал Джонсон, выступая в парламенте.
Так что так или иначе «делиться», похоже, придется всем. Правда в отношении России по-прежнему остается вопрос, почему для поддержки населения и бизнеса власти не задействуют ресурсы Фонда национального благосостояния. На 1 июля объем ФНБ равнялся 13 трлн 574,58 млрд руб. (11,7% ВВП, $187,57 млрд). Таким образом, за июль его объем вырос на 182,5 млрд руб. после сокращения на 363,15 млрд в июне, сообщал «Интерфакс».
Текст подготовила Александра Шнитникова