Крупнейшая судоходная компания России «Совкомфлот» собирается выйти на биржу уже через два дня. IPO госкорпорации ждали несколько лет, однако оно каждый раз откладывалось. Теперь же один из мировых лидеров по морской транспортировке углеводородов и обслуживанию морской добычи нефти и газа планирует привлечь до $550 млн, пишет РБК.
Размещение «Совкомфлота» станет первым IPO на российском рынке с 2017 года — тогда публичным стал «Детский мир». При этом госкомпания в последний раз выходила на биржу в 2013 году («Алроса»). Государство сохранит мажоритарную долю в «Совкомфлоте» — сейчас ему принадлежит 100% бумаг, а новым инвесторам предложат акции из допвыпуска.
Ранее организаторы IPO оценивали «Совкомфлот» в $4–5 млрд. Объявленный ценовой диапазон составлял 105–117 руб. за акцию. Книга заявок будет закрыта только 6 октября, однако она уже покрыта. Торги бумагами начнутся на Мосбирже 7 октября. Полученные после выхода на биржу средства компания направит на инвестиции в новые проекты и сокращение долговой нагрузки.
>> За год Детский мир может направить на дивиденды 7,8 млрд руб.
Инвесторов в «Совкомфлоте» привлекают сразу несколько пунктов. Во-первых, это стабильные результаты. По итогам 2019 года выручка компании составила 107 млрд руб., причем она увеличивается постоянно с 2017 года. Рентабельность по EBITDA — 65% в 2019 году и более 50% за последние три года. На обслуживание долга ежегодно тратится около $200 млн.
Во-вторых, компания не зависит от валютных рисков и цен на нефть. Тарифы «Совкомфлота» на 100% номинированы в долларах — в случае девальвации российской валюты доходы предприятия не пострадают. Кроме того, хотя его главный бизнес — это транспортировка энергоносителей, снижение цен на нефть не влияет на его выручку. По информации компании Galbraiths, фрахтовые ставки для танкерного хранения нефти увеличились до рекордных уровней — до $250 тыс. в марте и апреле 2020-го. Этому способствовали нехватка мест для хранения, а также санкции США против конкурента «Совкомфлота» — китайской COSCO Shipping.
И, наконец, инвесторы заинтересованы в потенциально высоких дивидендах «Совкомфлота» как компании с преобладающей долей госучастия. По результатам 2020 года объем выплат может составить $225 млн, или $0,085 на акцию. Это равняется доходности 5,7–6,4% к дате размещения.
Аналитик группы компаний «Финам» Наталья Пырьева полагает, что вложения в акции «Совкомфлота» — это хороший вариант для диверсифицированного портфеля акций. По ее мнению, у эмитента сильные позиции в отрасли, а также солидный портфель заказов. Среди рисков она назвала возможные аварии, аресты судов, изменение норм международного законодательства в области судоходства, а также введение санкций против компании или ее клиентов.
>> «Совкомфлот» собрался на IPO
Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко уверен, что драйвером роста выручки для компании в будущем станет проект «Арктик СПГ-2», который запустится в 2023 году. К негативным факторам он отнес падение российского экспорта из-за ограничений ОПЕК+ и сокращение мирового спроса.
«Совкомфлот» занимается проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломное», «Ямал СПГ». Ее собственный и зафрахтованный флот составляет 146 судов, компания — мировой лидер по числу ледоколов (83).
Текст подготовила Яна Шебалина