Прибыль от продаж ОАО «Российские железные дороги» в 2020 г. сократилась на 49 млрд руб. или на 29,5%, до 117,3 млрд руб., следует из презентации компании. Она была представлена на брифинге первого замглавы РЖД Вадима Михайлова.
Согласно информации монополии, ее доходы от перевозок (включая услуги инфраструктуры и локомотивной тяги) в 2020 г. уменьшились на 26,6 млрд руб. или на 1,6%, до 1 трлн 615,3 млрд руб., а соответствующие расходы — выросли на 17,5 млрд руб. или на 1,2%, до 1 трлн 515,9 млрд руб.
Исходя из этого, валовая прибыль «Российских железных дорог» от перевозок в 2020 г. снизилась на 44,1 млрд руб. или на 30,7%, до 99,4 млрд руб. Доходная ставка в грузовом сегменте при этом, согласно материалам РЖД, увеличилась на 2,1%, до 464,2 коп. на 10 тонно-километров.
На динамику оказали влияние операционные показатели. В частности, как сообщалось ранее, погрузка в 2020 г. снизилась на 2,7% (до 1 млрд 243,6 млн тонн), грузооборот (с учетом порожних рейсов вагонов) — на 2,5% (до 3,221 трлн тонно-километров), пассажирооборот рухнул на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров.
«С учетом распространения коронавирусной инфекции и нестабильной ситуации на зарубежных энергетических и товарных рынках наряду с изменением структуры грузоперевозок существенно изменилась география экспортных перевозок. Мы получили большие потери в направлении северо-западного региона — очень серьезно просел уголь», — пояснил Михайлов.
«Мы получаем убытки от (его) перевозок в целом, но северо-западное направление было для нас менее убыточно, чем, например, восточное направление. И как раз тут произошло наибольшее падение объемов, — порядка 19% от первоначального плана, что сильно повлияло на экономику компании», — отметил топ-менеджер.
«Также был отмечен рост погрузки в южном направлении за счет хорошего урожая зерна — его перевозки очень хорошо шли. (Наблюдался) рост экспортных поставок железной руды в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на зарубежных рынках, а также погрузки каменного угля — мы дали скидку на отправку через порты (региона)», — добавил он. Несмотря на загруженность, выросли поставки грузов в восточном направлении (+7,6 млн тонн), «благодаря ценовой конъюнктуре на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».
«По итогам 2020 г. у нас погрузка снижена на 34,6 млн тонн. Это неплохой показатель с учетом того, что, когда в марте 2020 года мы оценивали в том числе и вариант снижения погрузки до 15%, который, к счастью, не случился, благодаря в том числе и тем мероприятиям, которые мы применили», — напомнил Михайлов.
«Мы проводили большую работу с грузоотправителями, чтобы максимально снизить падение. В 2020 г. приняли около 70 решений о снижении тарифов, дали преференции, чтобы сохранить объемы перевозок. Считаю, здесь работа была поставлена очень хорошо», — напомнил топ-менеджер.
«К сожалению, из соображений безопасности для здоровья граждан пассажирооборот снизился достаточно сильно: в дальнем следовании — на 46%, в пригородном — на 28%. Сейчас (объемы) восстанавливаются, но в пик пандемии мы вынуждены были оказывать поддержку своей «Федеральной пассажирской компании», пригородным компаниям, это потребовало серьезной мобилизации финансовых ресурсов», — отметил замглавы РЖД.
Михайлов также напомнил, что в связи с антикризисными поручениями президента РФ из-за COVID-19 монополия «приостановила оптимизацию своей штатной численности». «Не были введены режимы массово неполного рабочего времени. В соответствии с обязательствами компания выполнила все обязательства по коллективному договору, даже провели опережающую индексацию заработной платы с 1 марта на 2% и с 1 октября — на 1%. В результате среднемесячная зарплата во всех видах деятельности по итогам 2020 г. составила более 61 тыс. руб. — рост примерно на 5%», — сказал он.
«Компания проводит работу по управлению издержками. Программа операционной эффективности изначально была 35 млрд руб., мы ее увеличили до 41 млрд руб. Также в процессе оптимизации финансового плана проведены дополнительные мероприятия по сокращению затрат», — сообщил Михайлов.
Он также отметил, что по итогам 2020 г. «Российские железные дороги» рассчитывают выйти на чистую прибыль по РСБУ вместо убытка, который прогнозировался осенью. «Результат у нас будет по 2020 г.: мы закончим с небольшой чистой прибылью «, — сообщил он. В проекте направленного в правительство РФ финансового плана в 2020 г. ожидался чистый убыток в размере 3,3 млрд руб.
«Год был очень непростой. Наверное, один из самых тяжелых вообще с точки зрения психологического восприятия того, что происходит из-за коронавирусной инфекции. Очень надеемся, что с учетом массовой вакцинации мы выйдем на положительную динамику в 2021 г.», — заявил топ-менеджер.