«Яндекс» за полгода удовлетворил 84% запросов властей, касавшихся личных данных пользователей. Как следует из представленной компанией статистики, с января по июнь от госорганов поступило 15,3 тыс. запросов, из них 12,9 тыс. были удовлетворены, в остальных случаях (16%) их ждал отказ. Полномочия запрашивать такие сведения есть у МВД, Следственного комитета, Прокуратуры, ФАС, ФТС, судов и некоторых других органов.
Компания отмечает, что рассматривает только те запросы, которые пришли по официальным каналам и соответствуют всем формальным требованиям.
«В ответ на запрос компания предоставляет ровно столько информации, сколько необходимо для ответа. А если запрос не соответствует требованиям закона, Яндекс его отклоняет. Запросы, пришедшие по неофициальным каналам, например по электронной почте или по телефону, не получают ответа и не учитываются в статистике», — подчеркивается в сообщении.
Больше половины запросов — 8,8 тыс. — касались информации, содержащейся в личной почте клиентов и в «Яндекс.паспорте». В этом сервисе, отмечает компания, хранятся основные регистрационные данные пользователя: имя и фамилия, номер телефона, сведения о привязанных банковских картах, история входов в аккаунт и сведения об устройствах, с которых их совершали, привязанные аккаунты в соцсетях. В 87% случаев информация была предоставлена.
«Доступ к содержимому почтового ящика или личной переписке предоставляется только по судебному решению, ограничивающему право человека на тайну переписки, — разъясняет Яндекс. — Без соответствующего решения суда такие сведения не могут быть выданы» .
Власти также активно интересовались тем, куда ездили клиенты Яндекс-Такси или пользователи сервиса кашеринга «Яндекс.Драйв» — 5,2 тыс и 706 запросов. Отказ был получен в 22% и 8% случаев соответственно.
Самое удивительное, что госорганы не остались равнодушны и к тому, что едят клиенты сервиса «Яндекс.Еда». На эту тему поступило аж 300 запросов, по 54 из которых был получен отказ (18%). В 95 случаях органы интересовались информацией сервисов «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Авто.ру» (26% отказов).
Гораздо больший отпор власти получили на просьбу предоставить геоданные пользователей — 41% отказов. Правда запросов на эту тему было немного — всего 41.
Данные по медиасервисам («Яндекс.Музыка», «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и «Яндекс.Телепрограмма») привлекли совсем мало внимания власть имущих — они подали 14 запросов, по 2 из которых получили отказ.
По разным иным поводам госорганы обращались еще 73 раза, получив 21 отказ.
Яндекс подчеркивает, что непредоставление сведений по официальным запросам, оформленным и полученным по законным каналам, для любой организации влечёт ответственность в виде штрафа, а в ряде случаев может грозить приостановкой деятельности компании и даже уголовной ответственностью для руководителя.
Предупреждать клиента о получении в отношении него какого-либо запроса Яндекс не имеет права.
«Согласно нормам законодательства большинства стран, где мы работаем, такую информацию раскрывать запрещено. Например, в России это регулируется ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ», — отмечает компания.
«Яндекс» — первая российская компания, раскрывшая информацию о запросах госорганов. На Западе, как отмечает The Bell, компании делают это регулярно. Например, Apple (NASDAQ:AAPL) сообщала, что во второй половине 2019 года получила 10,1 тысячи запросов от властей США и выдала им информацию по 8,6 тысячи из них. Facebook (NASDAQ:FB) за тот же период получил 140,8 тысячи, удовлетворив 88% из них.
Текст подготовила Александра Шнитникова