Решительная ставка на цифровизацию и дерегуляцию в обновленном Общенациональном плане восстановления экономики может «встряхнуть» систему управления в России, породив в том числе внутриадминистративные конфликты.
Как пишет «Коммерсант», план, утвержденный 23 сентября на заседании правительства, в значительной степени — не только дерегуляционная программа, но и план внутриправительственных действий, который фактически нацелен на изменение практики работы исполнительной власти.
Он предусматривает быстрый перевод коммуникаций и контроля на цифровые платформы и приближение к концепции «государства как сервиса». Это предполагает перестройку многих сложившихся механизмов взаимодействия как внутри госаппарата, так и в бизнес-среде, что, по мнению издания, неизбежно повысит на время число конфликтов.
Между тем главное, что изменилось в плане по сравнению с первоначальной версией — количество межпрограммных взаимодействий и внутренняя связность.
Его реализация будет идти параллельно с реализацией нацпроектов, Единым планом достижения национальных целей и исполнением трехлетнего бюджета. Документ включает в себя соглашения о защите и поощрении капиталовложений, которые связаны с разработкой инструментов проектного финансирования и с «интеграцией деятельности институтов развития в общенациональную повестку».
Цифровизация госуправления и взаимодействие с бизнесом, массовое дерегулирование, дорожные инвестиции и точечные субсидии, — в целом более 500 мероприятий — должны привести до конца 2021 года к росту ВВП на 3%.
В окончательной версии план стоит 6,4 трлн руб., тогда как ранее премьер Михаил Мишустин оценивал расходы примерно в 5 трлн руб. При этом большая часть финансирования в значительной мере уже была выделена в ходе реализации первых антикризисных пакетов помощи населению и экономике.
«Коммерсант» не поминает, сохранилась ли в окончаельной версии плана оценка Минэкономики о совокупном смягчении фискальной политики 2020 года на более чем 10% ВВП. Учитывая последние изменения в Налоговый кодекс, внесенные Минфином и предполагающие рост налоговой нагрузки на нефтяников, металлургов, химиков, а также увеличение акцизов на сигареты и табачную продукцию, это маловероятно.
Газета отмечает, что план почти лишен чисто протекционистских элементов: большая часть мер — это субсидирование, преимущественно кредитных ставок и в форме госгарантий.
Кроме того, предполагается использовать помощь наиболее пострадавшим в пандемию отраслям для их дальнейшего системного развития. Это касается легкой промышленности, внутреннего туризма, импортозамещения в сфере ОПК.
Первый этап, предполагавший прекращение падение экономики и возвращение розницы, обработки и услуг к докризисным оборотам, считается завершенным, хотя опросы показываю, что число не оправившегося от кризиса малого и среднего бизнеса еще очень велико.
Второй этап начнется с октября 2020 года и продлится по июнь 2021-го. За это время, в частности, предполагается снизить безработицу и вернуть реальные доходы населения на уровень не ниже 2019 года.
На третьем этапе — к концу 2021 года — экономика должна показать рост в 3%, безработица уйти ниже 5%, и должен быть зафиксирован устойчивый рост доходов домохозяйств: до апреля будущего года планируется ввести методику расчета среднедушевого дохода семьи в целях оценки нуждаемости в получении мер социальной поддержки.
Текст подготовила Александра Шнитникова