Казаки Атамана Валерия Камшилова на протяжении нескольких лет ведут масштабный проект экспедиции по боевому пути Атамана Ермака от Касимова до Сибири и занимались поисками могилы.
К тому же, пра-пра-праотец Валерия Камшилова атаман Камша воевал вместе с Ермаком Тимофеевичем, а потом, после завоевания Сибири, служил нашему Св. православному Государю Иоанну Васильевичу Грозному. Самое интересное, что у Ермака Тимофеевича была казачья засека на Оке под Касимовым, а на другой стороне реки до сих пор находится село Карамышево — владения государева посла Карамыша. Интересен тот факт, что когда Ермак Тимофеевич пошёл на Сибирь, в Тобольском гербе появились символы герба города Касимова.
И вот наконец, найденно захоронение великого казака Ермака.
Сын Ерахтурской Мещеры, атаман Волги и Дона, покоритель и князь Сибири, Ермак Тимофеевич — был Касимовский землевладелец.
Рязанский историк и исследователь-краевед Александр Иванович Кондрашов, на основе собранных документальных исторических источников создал доказательную базу по истории Ермака Тимофеевича. Благодаря этому и найдена могила Ермака.
на фото курган и место захоронение Ермака
В «Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.» имеется «Историко-статистическое описание города Данкова» данковского купца Василия Ивановича Ермакова, где он довольно подробно связывает род Ермака Тимофеевича со Старым Данковым.
В. И. Ермаков повествует:
« За тем частые набеги татар на Рязанские земли, бывшие в 1426 и 1437 годах, Царевича золотой Орды Мустафы-1445 г. и царя большой Орды Ахмата — 1455,1461,1468 и 1480 одах, поколебали твердыни Данкова и храбрость его жителей. Дед Ермака, как дополняет предание, удалился в период Ахматова разорения в город Владимир, и там, занимаясь извозом, повез однажды разбойников, с которыми попался и посажен в тюрьму. Сын его был по имени Тимофей Олень (Оленин), в последствии времени переселился обратно в Старый Данков, где и родился у него в числе прочих детей, сын Герман, в последствии получивший имя Ермак…»[2].
Главное в исследуемых источниках — совпадение местопроживания предков Ермака.Далее идет второй факт — связь отца с разбойниками в Муромском лесу, т. е. на древнем тракте Рязань — Муром, который шел через Касимов.
Очень важно, что один из источников, указывает связь Ермака с рязанским городом — Данковым, столицей донского казачества.
«В лето 7159 году, сентября 4» У.Ремезов записал со слов Аблай тайши, что место захоронения Ермака святое. Если кто болеет и взял горсть земли с могилы то становится здоров. Если кто едет на войну и берет с собой ермаковскую землю то возвращается победителем. «Егда же нет земли тощь возвращаюсь». «В родительские дни ваши над могилой столбы огненны», «и в иные свеча кажется Татаром, Руским же не кажетца». «…как от панцирей и от платья чюдеса бывают и как Татара смертной завет положиша, что про него Русакам не вещати.
В том, что это верно Аблай тайши печать свою приложил».
Среди специалистов-историков изучающих материалы о Ермаке установилось мнение, в т. ч. с подачи татарских историков, что плененные и высылаемые аманаты из Баишевских Епанчинских юрт в Касимовское ханство тайно забрали и перевезли с собой тело Ермака.
И сейчас у д. Баишево Касимовского района можно увидеть большой курган, который насыпали над могилой Ермака. Местными жителями до сих пор хранится печать, которой скреплялся смертный завет.
На кургане найдено надгробие с надписью- «То здесь упокоены мощи Атамана нашего Ермака Тимофеевича, голову свою в бою сложившего, землю Русскую в два раз приумножовши. Да упокоятся по завету его, мощи его, во Родной земле.» Се место откроется через четыре века в годину тяжелую во помощь братии казакам в утверждении веры в чудо Христова Воскресения и душ спасения.
Современники Ермака, хранили место его захоронения в тайне.
По татарским преданиям на месте захоронения Ермака чудеса были, и татары смертью поклялись, что про него русским не говорить. « Когда был я ещё мал и утробой болен, то дали мне пить с земли, взятой с его могилы, и здоров стал до сих пор. Когда же еду на войну с землёй, взятой с этой могилы — побеждаю; если же нет земли — почти пустой возвращаюсь, без добычи. И потому просил мощи у государя, чтобы пойти [войною] на Казачью Орду. Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосной, и в родительские ваши дни столб огненный над ним [Ермаком], а в иные [дни] — свеча кажется татарам, а русским не кажется» — пишет летописец Семён Ремезов слова татарского мурзы Алабая.
Осень стартует 4 этап экспедиции «Путем Ермака», которая пройдет по Уральскому хребту и перевалу Дятлова, во главе с атаманом хутора Мещерских и Ордынских казаков Танаем Чолхановым.
16 августа казаки свещеннослужители проведут памятное богослужение у могилы Атамана Ермака.
При архиепископе Нектарии был установлен церковный обычай — провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.
Валерий Розанов Служба Казачей Информации