Юсри Мохамед,, Гэвин Магвайр и Флоренс Тан
ИСМАИЛИЯ, Египет (Рейтер) — Снятие с мели гигантского контейнеровоза, как «кит на пляже» заблокировавшего Суэцкий канал, может занять не одну неделю, сообщила спасательная компания в четверг, а тем временем администрация Суэца запретила всем судам вход в канал — одну из наиболее загруженных в мире транспортных артерий.
Контейнеровоз Ever Given длиной в четыре футбольных поля (около 400 метров) остановил транзит торговых судов на основной линии между Европой и Азией, заблокировав в том числе поставки нефти и зерна, а также других товаров, доставляемых по всему миру, — от бананов до смартфонов.
Администрация Суэцкого канала (SCA) сообщила, что девять буксиров пытаются сдвинуть судно, которое перегородило по диагонали односторонний участок в южной части канала, сойдя с судового хода из-за штормового ветра и пыльной бури во вторник утром. «Мы не можем исключить, что это займёт несколько недель в зависимости от ситуации», — сказал в телеэфире Петер Бердовски, глава голландской компании Boskalis, которая занимается спасением судна.
Спасательные службы из Нидерландов и Японии совместно с местными властями «как можно скорее» разработают более эффективный план снятия с мели контейнеровоза, сообщила в четверг Тайваньская Evergreen Marine Corp, управляющая судном на условиях лизинга.
Авария вызвала один из крупнейших судовых заторов за многие годы: очередь из судов, груженных в том числе нефтью, нефтепродуктами, газом, зерном, контейнерами, составляет уже 156 единиц с обеих сторон канала, сообщила египетская Leth Agencies. Бердовски сказал, что Ever Given уперся в берега канала и носом, и кормой:
«Он, как кит на пляже, создаёт огромное давление на песок. Нам придётся разгружать его, чтобы снизить давление, и одновременно размывать песок». Ещё одна попытка сдвинуть судно будет предпринята в четверг вечером.
Суэцкий канал длиной 193 километра, связывающий Средиземное и Красное моря, обеспечивает примено 30% мирового транзита контейнеров, однако перевозки наливных грузов также могут пострадать.
Wood Mackenzie оценивает застрявшие на подходах к каналу топливные грузы в 870.000 тонн нефти и 670.000 тонн светлых нефтепродуктов.
Основные нефтеэкспортёры, работающие через Суэц, — Россия и Саудовская Аравия, а крупнейшие получатели — Индия и Китай, говорит аналитическая компания Vortexa.
Альтернативный маршрут из Европы — вокруг южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды, занимает в среднем на неделю больше и стоит дороже.
Котировки нефти, скакнувшие было на новостях об инциденте, в четверг скорректировались вниз.
(Перевёл Александр Ершов)