Компания Apple (NASDAQ:AAPL) вслед за Samsung (KS:005930), Huawei и Xiaomi (HK:1810) согласилась исполнять закон, обязывающий производителей гаджетов при продаже в России устанавливать на них отечественные приложения, пишут «Ведомости».
В ходе переговоров руководство Минцифры и Apple, судя по всему, достигли компромисса, поскольку российские приложения не будут установлены «по умолчанию»: при первом включении пользователю будет предложено установить приложения из утвержденного правительством списка, но он сможет и отказаться от них.
Отказ от исполнения закона мог привести Apple не только к штрафам, которые малосущественны для транснациональных корпораций, но и в перспективе — к потере российского рынка.
>> Штраф за отказ установки на гаджеты российского ПО не превысит 200 тыс.
По данным компании Telecom Daily, в январе Apple заняла 3-е место в России (16% рынка) по продажам смартфонов в штуках. В денежном выражении ее доля составила 45% (1-е место).
Закон вступает в силу с 1 апреля и с этого момента на новых IPone и IPad пользователям будет предложен выбор приложений от российских разработчиков.
С июля 2021-го на смартфонах и ноутбуках должны появиться российские антивирусы, мессенджеры и соцсети, а с июля 2022 года на телевизоры с функцией Smart TV начнут устанавливать отечественный сервисы и приложения для бесплатного доступа к телеканалам и радиостанциям.
Список российских приложений на смартфонах и планшетах будет расширяться.
«Министерство вовсе не заинтересовано в том, чтобы популярные программы, включенные в список для обязательной предустановки, занимали доминирующее положение. Если на рынке появляются интересные пользователям и быстро набирающие популярность альтернативные предложения, они войдут в эту подборку и тоже будут предложены для предустановки», — заявили изданию в Минцифре.
Специалисты основными бенефициарами нового закона называли «Яндекс» (MCX:YNDX) и Mail.ru Group (MCX:MAILDR). Goldman Sachs (NYSE:GS) отмечал, что закон принесет «Яндексу» дополнительно 13,5 млрд руб. доналоговой прибыли.
Кроме того, писал Forbes, от закона могут выиграть российские производители антивирусов — «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб», а среди производителей картографического и навигационного софта — компании 2ГИС (основной акционер «Сбер») и «Навител».
Окончательный список устройств и программного обеспечения, а также порядок предустановки будет определять правительство России.
Текст подготовила Александра Шнитникова