Суд Калифорнии обязал Uber Technologies Inc (NYSE:UBER) и LYFT Inc (NASDAQ:LYFT). классифицировать своих водителей как сотрудников, выполнив таким образом новый закона штата. Однако такое решение угрожает самим бизнес-моделям компаний, предоставляющих услуги найма такси и доставки, пишет Market Watch.
Когда 1 января этого года во всей Калифорнии вступил в силу новый закон (Assembly Bill 5), вносящий изменения в Трудовой кодекс штата и требующий от работодателей оформлять своих сотрудников именно в качестве наемных работников, а не независимых подрядчиков, генеральный прокурор Калифорнии Хавьер Бесерра и городские прокуроры Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Сан-Диего подали в суд на компании с просьбой издать обязательное предписание, обязывающее компании исполнить закон.
Камнем преткновения является пункт закона, который предписывает официальное оформление водителей в качестве наемного персонала, тогда как Uber и Lyft построили свой многомиллиардный бизнес на отношении к водителям как к независимым подрядчикам, а не сотрудникам, позиционируя себя как онлайн-платформы, которые просто соединяют водителей и пассажиров для удобства и быстроты оказания услуги.
Uber считает данный закон неконституционным, и на слушании на прошлой неделе выразил протест против немедленного наложения на него предписания в ожидании дальнейшего судебного разбирательства. Однако судья Итан Шульман из Высшего суда Калифорнии не согласился с этим и назвал водителей «центральными, а не второстепенными фигурами».
Шульман дал компаниям Uber и Lyft 10 дней отсрочки для внесения изменений в свои положения в ожидании апелляции, которую намерены подать представители обеих компаний.
Свое нежелание согласиться с требованием суда компании объясняют так: «Данное судебное предписание будет беспрецедентным и затронет сотни тысяч водителей. Водители не хотят быть сотрудниками, — написал представитель Lyft. — Мы немедленно подадим апелляцию и продолжим борьбу за их независимость. В конечном итоге мы считаем, что этот вопрос будет решен избирателями штата Калифорния, которые встанут на сторону водителей».
Но что думают по этому поводу сами водители? Ответ на вопрос дала организатор работы водителей Николь Мур из компании Rideshare Drivers United в Лос-Анджелесе: «Это самый лучший сценарий, — сказала она. — Это показывает, что штат Калифорния поддерживает водителей».
Впрочем, компании, не желающие оформлять водителей как сотрудников, могут воспользоваться еще одной уловкой, имеющейся в их распоряжении, чтобы обойти закон. Uber, Lyft и другие компании, занимающиеся перевозками, вынесли на голосование в штате в ноябре инициативу, которая предлагает льготы рабочим, но освобождает компании от необходимости соблюдать новый закон штата. Uber, Lyft и другие гиганты заявляют, что 76 тыс. водителей поддерживают данный пункт закона, но при этом указывают на гибкость сервиса перевозок как причину, по которой они не хотят классифицировать водителей как своих сотрудников.
Вопрос о классификации работников и независимых подрядчиков уже давно беспокоит умы в Калифорнии. Согласно решению суда от 2018 года, работника можно считать подрядчиком при соблюдении одного из условий: если он контролирует свою работу сам, если его обязанности выходят за рамки обычной деятельности компании, или занимается самостоятельно созданным бизнесом. Несмотря на то, что Uber внес изменения в свои положения, чтобы они соответствовали данному набору условий, и давали водителям некоторое подобие контроля над своей работой, например, при установке тарифов на поездки, по мнению экспертов по труду и праву, даже такие изменения вряд ли дадут результат.
Нежелание компаний защищать своих водителей от потери работы в условиях пандемии может выйти им боком: Uber и другие подобные компании не платят в государственные фонды по безработице. Но в нынешних обстоятельствах, когда спрос на услуги такси на время самоизоляции и карантина резко упал, директор Uber Дара Хосровшахи предложил создать фонды пособий для водителей и курьеров, которые могут использовать их для медицинских страховок или оплачиваемого отпуска. Теперь Uber и Lyft грозит отдельный иск, поданный на прошлой неделе уполномоченным по вопросам труда Калифорнии, обвиняющим компании в краже заработной платы и неспособности предоставить своим водителям льготы, такие как медицинское страхование и выплату сверхурочных.
Акции Uber и Lyft упали после объявления решения суда в понедельник: Uber упал на 2,1%, а Lyft — на 2,6%.
При подготовке использованы материалы Market Watch