Всемирный банк, похоже согласен с мнением мэра Москвы Сергея Собянина о том, что если государство будет всем помогать в кризис — «бюджеты треснут».
К такому выводу аналитики ВБ пришли в докладе «Малые и средние предприятия во время пандемии: влияние, реакция и роль финансирования развития», в котором изучили влияние вызванного эпидемией кризиса на малые и крупные предприятия в одинаковых секторах в 13 странах, в том числе в России.
По мнению авторов доклада, для восстановления пострадавшей экономики, в частности, российской, опасно пытаться поддерживать весь сектор МСП, который наиболее уязвим перед кризисом, а следует «точечно» помогать молодым и быстрорастущим компаниям, экспортерам или новаторам.
Однако, считают аналитики ВБ, правительства не обладают полнотой сведений о компаниях и вынуждены оказывать массированную поддержку в кризис всем МСП, что может не оставить ресурсов для тех, кто будет нуждаться в поддержке уже на этапе восстановления, пишет «Коммерсант».
Инструментарий господдержки не слишком велик: в основном правительства стремятся предоставить МСП дополнительную ликвидность — либо путем прямого финансирования, либо предоставляя различные льготы, в том числе налоговые.
Как отмечает The Bell, Россия укладывается в общий тренд: МСП стали основными получателями господдержки — на них пришлось две трети из 3 трлн рублей, выделенных весной на поддержку экономики.
Но, по оценке Всемирного банка, у стран, к которым относится и Россия — с невысокими доходами, высококой закредитованностью частных компаний и растущим госдолгом — возможность продолжать массовую поддержку компаний будет ограничена. Особенно для тех, кто может столкнуться с трудностями в привлечении дополнительного долга. Для нашей страны ограничения связаны с санкционными рисками.
При высоком госдолге и ограничении в финансировании страны могут подвергнутся «риску быстрого экономического спада в результате шока». Помимо России эта перспектива, как полагает ВБ, может угрожать Турции, ЮАР, Нигерии и Пакистану.
И хотя государственный долг России пока не слишком велик, Минфин уже объявил о намерении его нарастить, чтобы покрыть растущий дефицит бюджета.
Помимо роста заимствований на рынке речь идет и об увеличении трат из ФНБ почти на 1 трлн руб.
>> Изменение бюджетного правила чревато девальвацией рубля
Как сообщили «Коммерсанту» в Минфине, уровень госдолга к 2022 году достигнет 20% ВВП и будет оставаться вблизи этого уровня в последующие годы.
По данным The Bell, к концу 2023 года он должен вырасти до 21,3% ВВП, а расходы на его обслуживание — с 900 млрд рублей до 1,6 трлн рублей в год.
Между тем, возможно, Всемирный Банк зря так переживает за российский бюджет.
Во-первых, пока неизвестно, сколько реально денег истрачено на поддержку населения и предприятий. По состоянию на середину июня 64% компаний из пострадавших в кризис отраслей не смогли или не захотели воспользоваться поддержкой государства в период ограничений деятельности из-за коронавируса.
>> Большинство пострадавших компаний не воспользовались господдержкой
И во-вторых, у России остается «подушка безопасности» в виде ФНБ, расходование средств которого хотя и возрастает, но не грозит исчерпанием. Как сообщает сегодня Минфин, ФНБ в сентябре вырос на 476 млрд руб., в результате чего на 1 октября объем средств составлял 13,733 трлн руб. или 12,1% ВВП, прогнозируемого на 2020 год.
Текст подготовила Александра Шнитникова