В последние десятилетия в связи с многочисленным открытием богатейших залежей полезных ископаемых в Арктическом регионе и упрощением условий мореплавания из-за глобального потепления в западных столицах всё чаще звучат голоса, призывающие пересмотреть так называемый «секторальный» принцип деления территорий в Арктике.
На самом деле такие шаги связаны с желанием ведущих глобальных игроков прибрать к рукам один из последних регионов в планеты, который остаётся вне их влияния.
Именно с этим связаны вновь и вновь появляющиеся инициативы США и их союзников об «обеспечении свободы мореплавания по Северному морскому пути» и прочие столь же пустые заявления.
На самом деле ведущие авторитетные исследователи и эксперты всегда признавали заслуги России в освоении и развитии Арктики, а также её безусловное право на российский сектор.
Так, ещё в 1930-х годах прошлого века в американской научной печати появились многочисленные труды, посвящённые программам освоения Арктики, которые реализовывались в СССР.
В мае 1937 ггода журнал «Science» перепечатал заметку из газеты «The Baltimore Sun», в которой сообщалось о советской воздушной экспедиции, организованной для переброски сотрудников первой в мире полярной научно-исследовательской станции «СП-1», а также о посадке аэроплана с участниками экспедиции (в их числе О.Ю. Шмидт, М.В. Водопьянов, И.Д. Папанин и др.) на Северном полюсе.
По замечанию автора, новость об очередном достижении советских исследователей Арктики была встречена с энтузиазмом во всем мире. Американцев тогда воодушевило данное О.Ю. Шмидтом обещание в течение двух лет открыть линию коммерческих воздушных перевозок из Москвы через Северный полюс в Сан-Франциско. Предполагая, что к освоению Арктики Советский Союз побудили не только торговые, но и стратегические интересы, западные наблюдатели указывали на поразительный масштаб научно-исследовательских работ. Американская пресса сообщала, что к 1934 г. в советской Арктике действовало 30 экспедиций с участием 40 кораблей и аэропланов, работало 38 научных и метеорологических станций. (The Soviet Polar Expedition // Science. New Series. 1937. Vol. 85, N. 2213).
Пока на Западе не начали пристально изучать отчёты о советских исследованиях Арктики, там были вынуждены пользоваться пространными, но довольно поверхностными отчётами о поездках в Арктику западных журналистов (например, американки Рут Грубер, австралийца Леонарда Мэттерса, британцев Босворта Голдмана и Ханса Петера Смолки и др.), имеющих весьма незначительную научную ценность.
Впервые относительно ясная и объективная информация о советской Арктике на Западе появилась только после публикации в конце 1930-х годов прошлого века монографии профессора Гарвардского университета Т.А. Таракус-Таракузио. Эта работа, написанная при поддержке Бюро международных исследований Гарвардского университета, Американского географического общества и Библиотеки Конгресса долгое время считалась одним из наиболее серьезных и обстоятельных научных исследований по данной теме, опубликованных на английском языке.
Т.А. Таракузио изучил и обобщил сведения о советской Арктике, содержащиеся в огромном массиве русскоязычной исследовательской литературы. Библиографический список в его работе занимает 44 страницы. Среди использованных автором источников — опубликованные в СССР научно-технические издания; труды академических институтов (Арктического; Института по изучению Севера и др.); работы С.С. Иоффе, Н.П. Ковязина, О.Ю. Шмидта, Р.Л. Самойловича, В.Ю. Визе, Н.К. Лебедева, Н.В. Пи-негина и многих других авторов.
В своем исследовании учёный стремился показать, как участники освоения советской Арктики способствовали интеграции региона в «мировое цивилизованное сообщество».
С началом Второй мировой войны западные авторы стали подчеркивать в первую очередь военно-стратегическое значение советской Арктической зоны. В 1944 году, выступая в Нью-Йорке на заседании, приуроченном к 10-летию установления советско-американских дипломатических отношений, сотрудничавший с ВС США выдающийся австралийский полярный исследователь Х. Уилкинс заявил, что ни в одной другой стране научные исследования Арктики и использование их результатов не достигали таких масштабов, как в СССР.
Советские ученые, летчики и моряки сделали для освоения полярных широт больше, чем американцы и канадцы, заявил исследователь. Они составили магнитные карты, необходимые для судоходства в экстремальных погодных условиях; научились выращивать на севере зерновые культуры; разведали и освоили месторождения полезных ископаемых и т.д. По заключению Х. Уилкинса, в годы войны регулярное использование Северного морского пути (СМП) военным и торговым флотом показало, что усилия, потраченные СССР на освоение Арктики, были не напрасны.
В послевоенный период изменившаяся геополитическая роль СССР и начавшаяся «холодная война» еще более обострили интерес западных специалистов к проблемам и перспективам советского присутствия в Арктике. Канадский исследователь Т. Ллойд из Университета Макгилла, указал не только на экономическое, но и на военное значение Северного морского пути как важнейшей транспортной магистрали Арктики. Автор не удивляется тому факту, что начиная с середины 1940-х гг., советское правительство засекретило большую часть данных, связанных с развитием Арктической зоны, в том числе об объемах перевозок по СМП. Ллойд отметил, что СМП не только кратчайший, но и наиболее безопасный путь, пролегающий в водах, полностью подконтрольных СССР, хорошо защищенный от врагов во время войны и от любопытствующих глаз — в мирное время. Кроме того, порты СМП, его метеорологические станции и средства обеспечения кораблевождения составляют надежную основу для дальнейшего освоения и заселения Севера, без чего невозможно сохранение суверенных прав СССР на арктические территории.
Действительно, комплексное изучение проблем развития советской Арктики предполагало подготовку большого количества специалистов, анализ и обобщение огромного массива документальных материалов и исследовательской литературы, прежде всего опубликованной на русском языке. Решению этих задач должны были способствовать специализированные научные центры, занимающиеся арктической проблематикой на основе анализа открытой советской научной печати. Одним ииз них стал Арктический институт Северной Америки, созданный в 1945 году американскими и канадскими учеными, с отделениями в Нью-Йорке и Монреале, а с 1975 года являющийся структурным подразделением Университета Калгари. С 1948 года Арктическим институтом выпускается журнал «Арктика» .
В 1947 году директор института А.Л. Уошборн обратился в Управление военно-морских исследований США (US Office of Naval Research) c идеей составления общей аннотированной и индексируемой библиографии научных публикаций, имеющих отношение к Арктике. А.Л. Уошборн предложил организовать такую работу на базе Арктического института под руководством опытного библиографа, который получил в свое распоряжение команду квалифицированных помощников. Общее руководство проектом осуществлял комитет директоров, в состав которого помимо сотрудников института вошли представители Дартмутского колледжа, Смитсоновского института, Библиотеки Конгресса, Управления военно-морских исследований, Военно-воздушного министерства и Министерства армии США.
Фактически же речь шла о создании самого настоящего разведывательного центра, который занимался поиском и обобщением информации об Арктике, основываясь на советских научных исследованиях.
В Великобритании арктической проблематикой занимался Институт полярных исследований им. Р.Ф. Скотта, основанный в Кембридже в 1920 г. В 1930-х гг. на базе Института было организовано несколько полярных экспедиций. В годы Второй мировой войны в Институте проводились исследования, связанные с созданием оружия, одежды и оборудования, необходимых для ведения войны в холодном климате. В 1960-х гг. при Институте открылась Шеклтонская мемориальная библиотека, фонды которой представляют большой интерес для специалистов по Арктике. В 1952 году сотрудник Института им. Р.Ф. Скотта Теренс Армстронг (1920–1996) опубликовал монографию, в которой рассматривается история освоения и современное состояние СМП.
Исследование написано на материале русскоязычных публикаций, увидевших свет в предыдущие три десятилетия. Автор широко использовал данные советской статистики.
Т. Армстронг признает, что главная проблема для исследователя, работающего за пределами СССР, заключается в том, чтобы найти необходимую литературу. Все публикации, в том числе и журнальные, разбросаны по огромному количеству библиотек.
Как замечает автор, даже если собрать все материалы, доступные в библиотеках Западной Европы и Северной Америки, обнаружится почти полное отсутствие изданий за послевоенный период, без которых трудно объективно судить о современном состоянии СМП и советской Арктики, а также о правильности и эффективности той политики, которая проводилась в предшествующий период.
Важнейшей вехой в истории советской Арктики британский исследователь считает учреждение в 1932 году Главсевморпути (ГУСМП). Т. Армстронг готов согласиться с тем, что, создавая специальный орган для управления Арктическим регионом, советское правительство руководствовалось прежде всего экономическими соображениями.
В специальном разделе монографии Т. Армстронг рассматривает компетенцию и структуру ГУСМП, характеризует деятельность его отделов и территориальных управлений, широта компетенции которых позволила автору сделать вывод о высокой степени децентрализации управления и хозяйственной самостоятельности ряда предприятий.
Как эти, так и последующие западные исследователи всегда признавали главенствующую и выдающуюся роль СССР и России в освоении Арктики и организации перевозок по Северному морскому пути. В западной научной библиографии, посвящённой изучению и развитию Арктики, подавляющая часть трудов основывается на результатах работы советских и российских учёных.
Ни одна другая страна не вложила столько ресурсов в изучение и развитие арктических территорий как Россия. Поэтому все попытки принизить её роль, а также разговоры о присвоении Северному морскому пути некоего статуса «международного», не имеют под собой никаких оснований.
а